«Государственно-частное партнерство: сотрудничество или соперничество?!»
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола: «Государственно-частное партнерство: сотрудничество или соперничество?!»
3 декабря 2019 года Министерство экономики Кыргызской Республики, Центр Государственно-частного партнерства при Министерстве экономики Кыргызской Республики (далее «Центр ГЧП») во взаимодействии с Учебным центром Министерства финансов Кыргызской Республики в партнерстве с Бизнес Ассоциацией «JIA», ГСК «Эмарк» и ОсОО «Бурана гранд» провели круглый стол на тему: «Государственно-частное партнерство: сотрудничество или соперничество?!»
На сегодня в Кыргызской Республике имеются определенные достижения в вопросах ГЧП. Так, в июне 2019 года Правительство Кыргызской Республики создало Центр ГЧП при Министерстве экономики КР, призванный систематизировать и координировать работу по поиску, подготовке и реализации проектов ГЧП. 22 июля 2019г. был принят новый Закон КР «О государственно-частном партнерстве», упрощающий и ускоряющий процедуры подготовки и запуска проектов ГЧП. В настоящее время реализуются несколько проектов ГЧП, в том числе, проект по созданию центров гемодиализа, проект по строительству кинотеатра «Кызыл Кыргызстан», проект по электронному билетированию на городском общественном транспорте. В процессе подготовки проекты по строительству детских садов, городским парковкам, строительству логистического центра и другие.
В то же время участники круглого стола отметили необходимость усиления работы по ГЧП. Инфраструктура в Кыргызстане требует больших инвестиций, но в условиях ограниченного государственного бюджета, финансирование инфраструктуры в стране практически отсутствует, что привело к ее массовой деградации. ГЧП может стать для государства эффективным инструментом для привлечения частного капитала к строительству, реконструкции и управлению инфраструктурными объектами и оказанию инфраструктурных услуг.
Участники круглого стола отметили необходимость увеличения количества и качества проектов ГЧП в Кыргызстане, необходимость увеличения размеров привлекаемых частных инвестиций в объекты инфраструктуры и, как конечный и самый важный результат, улучшение качество инфраструктуры в Кыргызстане, повышающее качестве жизни людей в стране.
С учётом обсуждения, в целях увеличения количества и повышения качества проектов ГЧП в Кыргызстане, участники круглого стола считают необходимым
РЕКОМЕНДОВАТЬ:
По проектам ГЧП:
- Министерству экономки КР, Центру ГЧП и Фонду Государственного имущества КР опубликовать и сделать доступными перечни государственных и муниципальных активов.
- Центру ГЧП подготовить информацию с перечнем потенциальных проектов ГЧП по всем регионам Кыргызстана, с подробной информацией о каждом проекте, в которых может участвовать бизнес.
- Правительству Кыргызской Республики дать поручение мэрии города Бишкек, мэрии города Оша и всем другим органам местного самоуправления подготовить и сделать доступными перечни муниципальных объектов.
- Рекомендовать определить в государственных и муниципальных органах лиц (на уровне заместителей глав /руководителей), ответственных за вопросы ГЧП, для которых провести обучение по ГЧП, внести в их функциональные обязанности вопросы ГЧП и с которыми представители бизнеса могли бы адресно вести переговоры о потенциальных проектах ГЧП.
По обучению:
- Учитывая случаи претензий со стороны проверяющих и правоохранительных органов по реализуемым проектам ГЧП, провести обучение основам ГЧП для проверяющих и правоохранительных органов.
- Учебному центру Министерства финансов КР помимо вводного курса на тему: "ГЧП, как инструмент привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры" 8 академических часов, разработать несколько программ специализированных курсов по ГЧП для слушателей из государственного, муниципального и частного сектора.
- Рекомендовать ВУЗам КР включить в учебные планы предмет ГЧП, как курс по выбору для студентов и магистрантов.
По методологии поиска и подготовки проектов ГЧП:
- Министерству экономики КР совместно с Центром ГЧП разработать методические и типовые документы (шаблоны) для идентификации, подготовки и реализации проектов ГЧП как со стороны государственных и муниципальных органов, так и со стороны частного сектора.
- Министерству экономики КР и Центру ГЧП в обязательном порядке вовлекать представителей бизнеса в разработку подзаконных актов по вопросам ГЧП.
По Центру ГЧП:
- Рассмотреть возможность создания Наблюдательного совета Центра ГЧП (по примеру Центров ГЧП России и Казахстана) с участием представителей зарубежных центров ГЧП (например, России, Казахстана, Турции, Кореи), представителей бизнеса и экспертного сообщества. Дать полномочия Наблюдательному совету давать рекомендации Центру ГЧП по вопросам развития ГЧП в КР.
Финансирование:
- Разработать систему гарантий оплаты за минимально гарантированный объем услуг, предоставляемых частным партнером, а также по иным обязательствам государственных партнеров по проектам ГЧП за счет фондов развития КР.
- Запустить работу с банками КР по привлечению их к финансированию проектов ГЧП.
Развитие рынка консультационных услуг по проектам ГЧП:
- Создать при Центре ГЧП список аккредитованных (или рекомендуемых или зарегистрированных) консультантов и/или консультационных компаний, отвечающих требованиям по подготовке проектов ГЧП.
Коммуникации:
- Обновить содержание и запустить работу Веб-сайта www.ppp.gov.kg.
- Сделать на сайте ГЧП круглосуточную связь (whatsapp, telegram), разместить на сайте информационные материалы, презентации по вопросам идентификации, подготовки и реализации проектов ГЧП.